icon

форма обратной связи

11
Февраля

Направление: Налогообложение

Автор: Дмитрий Гришаев

Недостоверные сведения в отношении директора и учредителя. Что делать?

Открытость — дорого стоит

Незнание закона и отсутствие опыта в общении с ИФНС может принести убытки бизнесу. Как показывают примеры из практики — весьма ощутимые. Клиент пришел в юридическую компанию с нестандартной проблемой и просьбой помочь в ее разрешении.

Сам себя оговорил

ООО «БестПраймБизнес» (название вымышленное) занимается оптовой торговлей узлами и запчастями для промышленных установок. Имеет долгосрочные контракты с заводами-изготовителями, а также договоры на экспорт оборудования с зарубежными партнерами. Фирма зарегистрирована в 2019 году. Юридический и фактический адреса совпадают. Штат сотрудников – 8 человек. Все законно, бизнес работает, платит налоги.

Неожиданно руководителя компании вызывают в ИФНС для допроса. Он отправился в налоговую без сопровождения юриста и, после беседы, в ЕГРЮЛ появилась запись о недостоверности в отношении директора и участника Общества (в одном лице) «по заявлению самого лица». Вопросы инспектора были сформулированы таким образом, что не позволяли дать однозначного ответа, поскольку детали прошлогодних сделок уже успели стереться из памяти.

Этим неприятности для доверчивого предпринимателя не завершились. Банк сразу заблокировал расчетный счет организации, все текущие платежи встали, включая обязательные налоговые и зарплатные. Банк мотивировал это тем, что пока в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности по директору, то он (директор) не может исполнять свои обязанности, а также подписывать финансовые документы.

Вслед за этим ИФНС аннулировала отчетность фирмы, сданную за последний квартал. Инспектор мотивировал свои действия тем же, что и банк, а также ссылался на допрос, проведенный ранее. ЭЦП фирмы, по которой осуществлялась связь с ИФНС, была отозвана. Руководитель «БестПраймБизнес» обратился к нотариусу с целью замены директора, чтобы была возможность возобновить деятельности фирмы.

Но нотариус отказал в приеме, ссылаясь на запись о недостоверности. Один и тот же человек является не только директором, но и единственным участником в Обществе (а запись о недостоверности есть и по участнику). Значит, сменить директора участник не может, так как сам является, согласно сведениям ЕГРЮЛ, нелегитимным. Получается замкнутый круг, выхода из которого не видно.

Спасение «утопающего»

Директор принял единственно верное решение в этой патовой ситуации — обратился за профессиональной помощью в компанию «Корпоративная механика». Наш налоговый юрист предложил изящное решение – подать через нотариуса заявление об исправлении недостоверных сведений в ЕГРЮЛ. Через 7 дней запись о недостоверных сведениях была исключена из реестра. Параллельно через канцелярию территориальной ИФНС наши юристы подготовили и подали несколько жалоб:

  • о незаконных действиях сотрудников инспекции в отношении директора

  • о неправомерном проведении допроса

  • о незаконном «обнулении» отчетности

  • о незаконном «отзыве» ЭЦП

Аналогичные жалобы были составлены и поданы контрагентами фирмы «БестПраймБизнес» в ответ на пришедшие требования. Все жалобы были адресованы в Управление ИФНС. Все дошли до адресата. На все жалобы как мы, так и контрагенты, получили положительные ответы. В одном из ответов нам сообщили, что по результатам служебной проверки сотрудники, проводившие допрос, получили служебное взыскание.

Нам удалось устранить последствия этой абсурдной ошибки, допущенной ФНС при попустительстве неправомочных действий инспектора. Были ли компенсированы потери, понесенные бизнесом за время вынужденного простоя? Нет. Нашему клиенту был нанесен репутационный ущерб. Его сотрудники, вместо выполнения текущих рабочих обязанностей, тратили время на восстановление status quo ante bellum.

В дальнейшем директор этого предприятия передал непосредственные обязанности по оперативному управлению бизнесом профессионалам. Именно для этих целей создана и развивается экосистема компании «Корпоративная механика». Стратегия и тактика бизнес-процессов остаются в ведении учредителя. Вопросы общения с налоговой, составления отчетности, юридического и бухгалтерского сопровождения — мы берем на себя.

В заключение

Эта история учит нас тому, что при общении с налоговыми органами и их представителями, где бы оно не происходило, стоит быть предельно внимательным и не принимать слова на веру. Если вы не разбираетесь во всех тонкостях действующего налогового законодательства, юридических вопросах, обязательно обращайтесь к специалистам. Их услуги в конечном итоге обойдутся дешевле репутационных издержек, выставленных доначислений и недополученной прибыли в связи с вынужденным простоем.

И обязательно помните — вы в праве, а не обязаны!

Ещё полезные статьи из раздела «Налогообложение»

Методы анализа бизнес конкурентов ( 18.10.2022 )
Анализ конкурентов – бизнес-исследование, дающее представление о соперниках на рынке, ...
Поворот на восток : налогообложение дивидендов ( 23.08.2022 )
Как платить налоги, если вы получаете дивиденды на территории РФ? ...
Поворот на восток - открываем новое представительство ( 12.08.2022 )
До 2022 года многие иностранные компании из ЕС, США, Великобритании ...
Госзакупки | Что делать, если репутация под угрозой ( 05.08.2022 )
Как устранить риски госзакупок для поставщиков и не допустить ограничения ...