29
Июня
Направление: Финансы
Автор: Мария Яблонская
Из-за санкций те предприниматели, которые работали по зарубежным франшизам, вынуждены быстро перестраиваться. Показателен пример сети быстрого питания «Бургер Кинг». Российские отделения отказались останавливать работу по указанию из главного офиса. В результате они без особых усилий смогли потеснить «Макдональдс» с позиций, которые бренд занимал в России.
Европейские и американские франшизы обладают весомым преимуществом — они широко разрекламированы и хорошо узнаваемы. Это служит доказательством надежности и обеспечивает стремительную экспансию на рынок в РФ. Менее известные компании не могут прогнозировать рост популярности.
Большая компания предлагает не только работающую бизнес-схему, но и регулярное обновление линейки продукции. Новичку не приходится работать над продвижением, имиджем, созданием репутации и разработкой стратегии развития. Для европейских, американских, азиатских брендов это делает опытная команда профессионалов. Централизованный маркетинг решает множество проблем.
Большинство франшиз на российском рынке — продуктовые, много услуг. Среди зарубежных гораздо проще найти товарные. Особенно широко до этого года был представлен mass-market, электроника, бытовая техника, бренды товаров для дома. Для переноса бизнес-плана работы в Россию необходимо откорректировать расходные группы, ставки аренды, нормативы, сезонность бизнеса. Однако, если в 2020-2021 годах основной проблемой (вполне решаемой) была правильная регистрация бренда в РФ, то в 2022 многое изменилось.
Количество вновь открываемых франчайзинговых точек в России стало снижаться еще в 2020 году из-за пандемии. Правда, общее количество франшиз выросло на 7%, но оборот рынка снизился на 27%. 2021 год был более стабильным. Бизнес начал приспосабливаться, поддержка франчайзера помогла многим остаться в составе сети.
Западные франчайзеры в 2021 году шли на снижение паушального взноса, желая стимулировать расширение сетей. В текущем году их, фактически, лишили выбора. В начале 2022 года новый кризис вызвал значительное падение. Можно ли думать о расширении, когда многие объявили об уходе, но столкнулись с непониманием со стороны российских партнеров?
Количество франчайзи, которые столкнулись с отсутствием маркетинговой и операционной поддержки, пока трудно подсчитать. Российские сети быстро отреагировали и стали предлагать специальные условия сотрудничества для тех, кто потерял опору в лице западных контрагентов. Правительство разрешило параллельный импорт для тех, кто зависит от поставок из-за границы. Сложности адаптации
Основная трудность в перенесении иностранной франшизы на российскую почву заключается в адаптации модели бизнеса для рынка. Много работы необходимо провести бухгалтеру. При отсутствии практики и знаний гораздо удобнее воспользоваться бухгалтерским обслуживанием в специальной компании.
Ещё полезные статьи из раздела «Финансы»