5
Апреля
Направление: Бизнес
Автор: Дмитрий Гришаев
Когда у тебя есть своя команда профессионалов, все материалы и мастерство для качественного выполнения заказа, но по тем или иным причинам твоя фирма не подходит под критерии заказчика, встает вопрос о покупке новой организации.
Зачастую при ведении того или иного бизнеса для заключения крупной сделки по требованию заказчика нужна «старая» фирма с историей. Она должна быть зарегистрирована не вчера и не месяц назад, а минимум год, а лучше еще раньше. Раньше это требовалось для сомнительных финансовых и кредитных сделок с мрачными последствиями, сейчас же это довольно широкая практика при заключении крупных долгосрочных договоров, участии в тендерах и прочее.
Главное: При покупке компании с историей, вы должны ясно понимать, что после оформления купли-продажи получаете не только фирму с положительной репутацией, но и ряд обязательств.
У вас, как нового собственника и руководителя, возникает обязанность исполнения всех требований, возникающих к компании за прошлый период ее существования как со стороны государства, так и от третьих лиц. Перед сделкой особое внимание следует уделить проверке и аудиту приобретаемого актива.
В 95% случаев речь при покупке/продаже идет об ООО – это самая популярная организационно-правовая форма организации. По системе налогообложения фирмы разделяются на классическую (плательщики НДС) и упрощенную.
Будущие владельцы чаще выбирают именно УСНО. Так ниже риск после покупки разбираться с долгами по НДС и прочими вспомогательными налогами. Даже если вам нужна фирма на классической системе налогообложения, а сделка намечена на конец года, то никаких минусов в таком решении нет. По закону поменять систему можно как раз в конце года, подав соответствующее заявление в ИФНС. С нового года фирма будет на классической системе.
Если же вы решились на покупку в текущем году, то существует несколько способов перевода фирмы из одной системы в другую. Все они содержат нюансы, о которых мы поговорим в другой раз.
Обязательно проверьте всю сданную отчетность, ее полноту. Заострите внимание на квитанциях о приеме и вводе по каждому отчетному периоду с момента создания фирмы (вне зависимости от выбранной системы налогообложения). У продавца попросите доступ к базе 1С, проверьте бухгалтерский учет. У бухгалтера узнайте о наличии первичной отчетной документации. Вам нужны договора с контрагентами, акты выполненных работ, чеки, квитанции и прочее минимум за 3 года.
Изучите уставные документы фирмы: все свидетельства или листы записи ЕГРЮЛ, внимательно прочитайте сам Устав организации, протоколы или решения общих собраний.
Важно: Запросите в ИФНС справку об исполненных налоговых обязательствах и справку о состоянии расчетов с бюджетом. Проверьте по налоговому ЭЦП историю требований от ИФНС и наличие неотвеченных требований.
Проанализируйте банковскую выписку, узнайте у продавца, были ли в течение его деятельности неотвеченные запросы по требованию финансового мониторинга банка, были ли претензии по 115-ФЗ и закрытые счета по тем же причинам. Наличие данных обстоятельств создает для вас риск попадания этой фирмы в «черный» список ЦБ как неблагонадежной. Из-за этого банки и партнеры могут отказаться от сотрудничества с вами.
Более того, банки не пропускают платежи на фирмы из отказного списка, а также отказывают им в обслуживании и не открывают счета. Если собственных знаний и опыта не хватает, лучше обратится в бухгалтерскую или аудиторскую компанию. Помощь профессионалов хоть и возмездная, но вознаграждение будет явно меньше возможных рисков в будущем.
Далее обратите внимание на адрес фирмы. Узнайте у собственника фактический он (реальная аренда с ежемесячной оплатой) или же юридический. Выясните контакты собственника помещения, узнайте условия продления договора. Постарайтесь при возможности посетить и осмотреть офис.
Зачастую, в выписке ЕГРЮЛ появляется отметка о недостоверности сведений об адресе. Собственнику фирмы приходится срочно заключать новый договор, платить деньги и проводить государственную регистрацию изменений. Пока это не сделано, работа фирмы парализована: банк - клиент заблокирован, клиенты не платят (запрещают их банки), ИФНС не принимает отчетность. Поэтому позаботьтесь об адресе заранее.
Мы советуем осуществлять покупку организации при помощи нотариуса через нотариальную сделку купли-продажи. После ее регистрации надо делать смену директора по решению нового собственника. При передаче уставных и бухгалтерских документов, первичной бухгалтерской документации, информационных баз и прочего подпишите двусторонний акт приема-передачи. Это максимально прозрачная и чистая схема покупки фирмы.
Иногда юристы предлагают переписать фирму в несколько этапов через увеличение Уставного капитала и вход/выход участников. Этот способ дольше по времени. Вы сэкономите на нотариальных расходах, но увеличите риски. При купле-продаже происходит более строгий анализ документов нотариусом, возможных скрытых рисков меньше.
После государственной регистрации всех изменений, вы можете переоформить банковские счета на нового руководителя. Оформляйте в ИФНС новую ЭЦП для сдачи отчетности. Не забывайте уведомить текущих контрагентов об изменении реквизитов (например, собственника помещения, где у вас находится офис).
В 21 веке, когда темпы ускоряются, а условия работы меняются сверх динамично и непредсказуемо, надеемся, что наша статья убережет вас от ненужных убытков и немного подтянет ваши знания в вопросах покупки фирмы.
Ещё полезные статьи из раздела «Бизнес»